Текст
для чтения Попугайчик
Слонялся Петя по дому. Все игры
надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:
- Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому.
Еле по комнате передвигается. Давай я позвоню и узнаю, может, ей что купить
нужно.
Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку
продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую
клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним
ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова
сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком позаботиться?
Петя
посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Маша ковыляет по
опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что
он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего
подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти
Маши.
Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин,
где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами
тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт,
может, этот?
Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал
маме:
- Позвони тёте Маше…. Может быть, ей что-нибудь нужно?
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
- Вот и ты человеком становишься…..
Петя обиделся:
- А разве раньше я человеком не был?
- Был, конечно, был, - улыбнулась мама. – Только теперь у тебя ещё и
душа проснулась… Слава Богу!
- А что такое душа? – насторожился мальчик.
- Это способность любить.
Мама испытующе посмотрела на сына:
- Может, сам позвонишь?
Петя засмущался. Мама набрала номер.
- Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку
передам.
Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:
- Тётя Маша, может, вам купить что-нибудь?
Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка
ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока,
если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.
Когда Петя позвонил в её квартиру, он
услышал торопливый стук костылей. Тётя Маша не хотела заставлять его ждать
лишние секунды.
Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать
её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про
поведение…
В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя
долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь
описывать, что было дальше.
Представь это сам….
( Борис Ганаго )
Вопросы к тексту:
1.Какое
поручение дала мама Пете?
2.О
ком из домашних питомцев заботилась Мария Николаевна?
3.Какая
мысль пришла в голову Пете?
4.Дополни
текст своими размышлениями.
5.Как
вы думаете, почему Петя расспрашивал Марию Николаевну о пропавшем попугае.
6.Подбери
синонимы к словами:
Поручение-
Беглец-
7.Объясните
значение слов: ковыляет, испытующе.
Телефона у Лёвы не было, и
одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама, лицо у неё было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили:
- Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
- Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно.
Лёва ослеп и сам ходить не может…..
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали
одноклассники.
У мамы на глазах навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату.
Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье
произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
- Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.
- А я …….
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу
мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие
предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал
ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал!
Как все радовались его пятёркам, даже
больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы
объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята
старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил
классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…..
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там
нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно
известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для
добра.
(Борис Ганаго)
Вопросы к тексту:
1.Почему Лёва не ходил в школу?
а) заболел гриппом;
б) ему сделали операцию и он
ослеп;
в) уехал в санаторий.
2.Что пообещали ребята Лёвиной
маме?
а) водить его в школу и провожать
домой;
б) приходить к Лёве в гости;
в) играть с ним.
3.В каком городе происходили
события, описанные в рассказе?
а) в Киеве;
б) в Москве;
в) в Новгороде.
4.Сколько времени Лёва не ходил в
школу?
а) одну неделю;
б) две недели;
в) месяц.
5.Кто пришёл к Лёве?
а) классный руководитель;
б) одноклассники;
в) директор школы.
6.Как помогал Лёве в учёбе его
сосед по парте?
а) давал списывать;
б) тихонько рассказывал ему во
время урока то, что учитель пишет на доске.
7. Чем занимались ребята после
уроков?
а) водили на каток;
б) ходили на симфонические
концерты;
в) ходили в библиотеку.
8.Как Лёва окончил школу?
а) с серебряной медалью;
б) с золотой медалью;
в) без троек.
9.Куда Лёва поступил учиться?
а) в университет;
б) в институт;
в) в академию.
10.Кем Лёва стал после учёбы?
а) известным математиком,
академиком;
б) выдающимся физиком;
в) доктором исторических наук.
11.К какому стилю относится
текст?
а) художественному;
б) публицистическому;
в) научно-популярному.
Текст для слушания Воробей
Я возвращался по аллее сада. Собака
бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы
зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья; с
желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал
берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого
дерева, старый чёрногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь
взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой, раскрытой пасти. Он кинулся спасать, он заслонил собою
своё детище…, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и
охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была
ему казаться собака! И, всё-таки, он не мог увидеть на своей высокой,
безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор
остановился, попятился… Видимо, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать
смущённого пса и удалился, благоговея.
Да: не смейтесь. Я благоговел перед
той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я,
сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
(И.С. Тургенев)
Вопросы к тексту:
1.В каких словах выражена главная
мысль текста?
2.Замените синонимами слова:
Аллея-
Неподвижно-
3.Объясните значение слова
«благоговел».
4.Подберите антонимы к словам:
впереди -
медленно -
старый -
героический -
5.Составьте план к тексту.
6.Выпишите опорные слова и
словосочетания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий