Російська мова


Текст для чтения               Попугайчик
Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:
     - Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай я позвоню и узнаю, может, ей что купить нужно.
   Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком позаботиться?
   Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Маша ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти Маши.
   Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?
   Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:
     - Позвони тёте Маше…. Может быть, ей что-нибудь нужно?
   Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
     - Вот и ты человеком становишься…..
   Петя обиделся:
     - А разве раньше я человеком не был?
     - Был, конечно, был, - улыбнулась мама. – Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!
     - А что такое душа? – насторожился мальчик.
     - Это способность любить.
   Мама испытующе посмотрела на сына:
     - Может, сам позвонишь?
   Петя засмущался. Мама набрала номер.
     - Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.
   Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:
     - Тётя Маша, может, вам купить что-нибудь? 
   Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.
Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Маша не хотела заставлять его ждать лишние секунды.
   Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…
   В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.
   Представь это сам….
                                                                                                        ( Борис Ганаго )                     

                                 Вопросы к тексту:
1.Какое поручение дала мама Пете?
2.О ком из домашних питомцев заботилась Мария Николаевна?
3.Какая мысль пришла в голову Пете?
4.Дополни текст своими размышлениями.
5.Как вы думаете, почему Петя расспрашивал Марию Николаевну о пропавшем попугае.
6.Подбери синонимы к словами:
Поручение-
Беглец-

7.Объясните значение слов: ковыляет, испытующе.

Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.
     Дверь открыла Лёвина мама, лицо у неё было очень грустное.
    Ребята поздоровались и робко спросили:
     - Почему Лёва не ходит в школу?
   Мама печально ответила:
     - Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…..
   Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
    - А мы его по очереди в школу водить будем.
    - И домой провожать.
    - И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
   У мамы на глазах навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
   Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
    - Здравствуйте.
   И тут со всех сторон посыпалось:
    - Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
    - А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
    - А я по истории.
    - А я …….
   Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
   После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
   В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
   А как замирал класс, когда Лёва отвечал!
Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
   Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…..
   Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
   После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.
                                                                                                          (Борис Ганаго)

               Вопросы к тексту:
1.Почему Лёва не ходил в школу?
а) заболел гриппом;
б) ему сделали операцию и он ослеп;
в) уехал в санаторий.
2.Что пообещали ребята Лёвиной маме?
а) водить его в школу и провожать домой;
б) приходить к Лёве в гости;
в) играть с ним.
3.В каком городе происходили события, описанные в рассказе?
а) в Киеве;
б) в Москве;
в) в Новгороде.
4.Сколько времени Лёва не ходил в школу?
а) одну неделю;
б) две недели;
в) месяц.
5.Кто пришёл к Лёве?
а) классный руководитель;
б) одноклассники;
в) директор школы.
6.Как помогал Лёве в учёбе его сосед по парте?
а) давал списывать;
б) тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
7. Чем занимались ребята после уроков?
а) водили на каток;
б) ходили на симфонические концерты;
в) ходили в библиотеку.
8.Как Лёва окончил школу?
а) с серебряной медалью;
б) с золотой медалью;
в) без троек.
9.Куда Лёва поступил учиться?
а) в университет;
б) в институт;
в) в академию.
10.Кем Лёва стал после учёбы?
а) известным математиком, академиком;
б) выдающимся физиком;
в) доктором исторических наук.
11.К какому стилю относится текст?
а) художественному;
б) публицистическому;
в) научно-популярному.


   Текст для слушания          Воробей

Я возвращался по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья; с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый чёрногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти. Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище…, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И, всё-таки, он не мог увидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видимо, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.   
                                                                  (И.С. Тургенев)
             Вопросы к тексту:
1.В каких словах выражена главная мысль текста?
2.Замените синонимами слова:
    Аллея-
    Неподвижно-
3.Объясните значение слова «благоговел».
4.Подберите антонимы к словам:
     впереди -
     медленно -
     старый -
     героический -
5.Составьте план к тексту.
6.Выпишите опорные слова и словосочетания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий